Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций
Ответы на вопросы в сфере соблюдения законодательства о средствах массовой информации, телевизионного и радиовещания.
Вопрос: О принятии мер к средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина или организации.
Ответ: Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон) определен порядок рассмотрения претензий к средствам массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан или организации.
В соответствии со ст. 43 Закона гражданин, его законные представители или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Статья 44 Закона обязывает редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении, либо его текста в письменной форме уведомить гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Основания отказа в опровержении регламентируются статьей 45 Закона.
Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 129 УК РФ, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего. Органом, защищающим честь и достоинство гражданина, на основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, является суд.
Роскомнадзор не уполномочен принимать решение о наличии в содержании материалов СМИ информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина, не вправе обязать редакцию опубликовать опровержение.
Только после вступления в законную силу решения суда, установившего факт клеветы, Роскомнадзор вправе рассматривать вопрос о применении в отношении редакции СМИ мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Вопрос: О субтитровании и сурдопереводе телевизионных программ для людей с ограниченными возможностями по слуху.
Ответ: С 1 января 2020 года вещатели телеканалов обязаны адаптировать для инвалидов по слуху не менее 5% объема вещания в неделю без учета программ, идущих в прямом эфире.
Для определения объема вещания в неделю, от которого необходимо вычислять 5%, необходимо вычесть из объема вещания время, затраченное на рекламу и «прямой эфир».
Установлен только минимальный объем адаптированного контента. Поэтому вещатель может адаптировать от 5 до 100 процентов объема вещания.
При этом если в лицензии указаны несколько телеканалов, то адаптации подлежат 5% от объема продукции каждого СМИ.
Адаптированный контент может быть продемонстрирован в любое время. Кроме того, данный контент можно разбивать либо пропорционально, либо транслировать единовременно в течение недели.
В соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными приказом Минцифры России от 25.04.2014 № 108, предлагаются следующие способы адаптации контента:
а) субтитрирование;
б) скрытое субтитрирование;
в) перевод на русский жестовый язык;
г) «бегущая строка»;
д) иные способы, согласованные с общественной организацией инвалидов по слуху.
Способ адаптации, а также перечень адаптированных программ вещатель определяет самостоятельно.
При вещании на нескольких языках рекомендуется использовать русский язык.
При адаптации не допускается:
- наложение текстовых строк, используемых для адаптации контента, на иные надписи, размещаемые в эфире;
- использование нечитаемого шрифта в силу его размера, цвета, количества строк и символов, скорости сменяемости текста;
- наложение продукции регионального СМИ на текстовые строки, используемые СМИ сетевого партнера для адаптации контента.
Несоблюдение вышеназванных лицензионных требований вещателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вопрос: О принятии мер к интернет-сайтам, не зарегистрированным в качестве СМИ, за распространение в сети Интернет ненадлежащего контента (например, материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, нецензурную лексику, пропагандирующих порнографию и т.п.).
Ответ: Роскомнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Контроль за интернет-сайтами, не зарегистрированными в качестве СМИ, не входит в функции Роскомнадзора.
Принятие мер за распространение ненадлежащего контента в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.
Время публикации: 19.11.2015 06:37
Последнее изменение: 31.08.2022 12:57